О ПРИМЕТАХ МАСТЕРСТВА. Часть 3 Признание мастеров

О ПРИМЕТАХ МАСТЕРСТВА. Часть 3 Признание мастеров
Конечно, приметы перекликаются и переплетаются между собой. Мы уже говорили с вами о компетентности. Наверное, это первое, что видят и оценивают в коллегах профессионалы. Но не только это, разумеется. У Гарика Сукачёва как-то в интервью спросили, не относятся ли режиссёры ревниво к тому что он, музыкант, снимает фильмы. На что тот ответил, что и ноты не все знает. Но его признают и те и те. Не только слушатели и зрители, но и профессионалы. Почему? Потому что есть что показать. И это что-то- плод большого труда, который виден. Проекты Сукачёва никак нельзя назвать “поделками”. Можно спорить о художественной ценности, о глубине мысли и т.д., но большой осмысленный труд виден сразу. Так и в любом другом деле. Добиться признания профессионалов можно только освоив ремесло до уровня, когда твою работу можно анализировать в профессиональных терминах. В комментариях к моим постам часто звучит мысль о том, что главный критерий мастерства - это заказчик, это востребованность у потребителя. Это подразумевает, что мнения специалистов не важны. Но есть такой чудесный и интуитивно понятный всем термин- ”попса”. Попса- это то, что приносит быструю прибыль при достаточном старании в раскрутке продукта с минимальными вложениями в его производство. В том числе имеется ввиду профессиональная подготовка исполнителей. Попса есть во всём. Даже сантехники есть попсовые, которые научились, например, мотать на резьбу паклю и других способов соединения для них не существует. Но заметьте, как относятся мастера к “попсовым” представителям своего, казалось бы, цеха. Нет, никто не пишет на заборе плохих слов о них и не проявляет прочих бестактностей. Все занимаются своим делом, но каждый в своём уровне. Вопрос в том, что нужно конкретно тебе- только востребованности, или всё же мастерства? Тебе хочется, чтобы тобой восхищались восьмиклассницы, или человек, чей уровень казался тебе недосягаемым знал бы твоё имя хотя бы, и ждал бы от тебя чего-то нового и интересного? 
    Где же водятся профессионалы? Конечно в профессиональных сообществах. Но тут нас ждёт очередная ловушка. Дилетанты тоже сбиваются в стаи и активно нахваливают друг друга. У меня был в юности знакомец, которого очень любила в детстве мама. Она всех вокруг принудила всячески повышать его самооценку. Он привык и буквально требовал от окружающих признавать его неотразимость и гениальность. В 22 года он собрал группу, которая играла пафосные пародии на “Гражданскую оборону” его, конечно же, сочинения. Местечковые “коллеги-музыканты” (не союз композиторов, конечно, но для него-то это было профессиональное сообщество)хвалили, но без всякого анализа. И вот, было решено явить миру этот неохватный талант. Первый фестиваль, первая конструктивная критика и всё... Попытка суицида и с музыкой покончено навсегда, равно как и со стихосложением и вообще с околомузыкальными темами. К чему это я? К тому, что не надо обольщаться, если тебя хвалят те, кто не занимается тем, о чём говорит. Не надо обольщаться, если хвалят те, кто находится на твоём уровне. Надо стремиться быть замеченным и оценённым теми, кто способен указать тебе на ошибки! Помочь своим анализом и своей критикой! Обозначить ориентиры и приподнять планку! И работайте, работайте, работайте! Совершенствуйтесь! Профессионалы и мастера обращают внимание только на тех, в ком видят потенциал и стремление. А если Вы отковали один корявый ножик, написали пару стишат, сшили шортики из джинсов, построили из битого кирпича собачью будку, остерегитесь выставлять это на суд профессионалов. Если, конечно, вы не напросились к ним в ученики, или не платите за обучение деньги... Что, кстати, для развития навыков и понимания ремесла весьма благотворно, поскольку человек всегда больше ценит то, за что заплатил.
 
Дмитрий Лачугин

Поделиться: