О ПРИМЕТАХ МАСТЕРСТВА. Часть 4 Школа

О ПРИМЕТАХ МАСТЕРСТВА. Часть 4 Школа

“Когда человек начинает учиться - сначала понемногу, он никогда не

 

знает своих препятствий.  Его цель расплывчата.   Его   намерение   не направлено. Он надеется на награды, которые никогда не материализуются, потому что он ничего не знает о трудностях учения.

 

     Он медленно начинает учиться - сначала понемногу, потом -  большими шагами. И скоро его мысли смешиваются.  То, что он узнает, никогда не оказывается тем, что он себе рисовал или вообразил, и потому он начинает пугаться. Учение всегда несет не то, что  от  него  ожидают.  Каждый шаг ученика - это новая задача, и страх, который человек испытывает, начинает безжалостно и неуклонно расти. Его цель оказывается полем битвы.”

   Мы не случайно вспомнили мудрого Дона Хуана Матуса. В этой цитате очень значительный смысл. В чём же именно кроется страх, если мы спроецируем мысль об ученичестве на обучение мастерству? В первую очередь, конечно же, в боязни непосильных усилий. Отсюда все оправдания, выраженные в том, что специальные знания объявляются избыточными. “Зачем мне это знать, я с этим не работаю”, или “У меня и так прекрасно получается”, или, любимая тема у многих в обсуждениях этой серии статей- “Я успешен, у меня всё и так продаётся”. Но, по большому счёту, это не страх даже, и даже не лень. Это леность, которую можно было бы легко преодолеть, имея достаточный уровень мотивации. Так что же действительно пугает? Есть такой феномен -“боязнь чистого листа”. В данном случае, боязнь ощутить себя чистым листом. Ограничивая уровень своей компетентности, мы как-бы закрываемся в раковине тесного маленького мирка, где мы что-то можем, а при известных стараниях можно себя убедить в том, что мы всемогущи. И вот тут-то и возникают самоназванные “мастера” со своим кругом почитателей, клиентов и “коллег”. Но сегодня хотелось бы поговорить о чаше, которая этих людей минула.

   Итак, поговорим о Школе. Позволю себе немного грубого слога. Мастер не хрен, и сам по себе под забором не вырастет. Если бы каждый был способен идти пешком от Холмогор до Москвы за рыбным обозом, разговору бы не было. Но людей уровня Ломоносова, способных на невероятный подвиг самообразования и на рытьё грунтов какой бы то ни было науки собственноручно единицы, даже в масштабах истории. Наше с вами среднее образование несомненно даёт базовые навыки системного мышления и пытается задать алгоритмы, которыми можно пользоваться для самообразования. Но, во-первых, кто из нас к этим навыкам серьёзно относился, а во-вторых, мы же говорим о“специальных предметах”.  Имея широкий круг общения в среде художников, например, могу с уверенностью утверждать, что не встречал ни одного профессионального, не по записи в трудовой, конечно, а по уровню, самоучку. В других отраслях, возможно, это не так заметно. Почему? Потому что “школа” в глубоком смысле слова, это взаимодействие учителя и ученика на уровне постоянного анализа. Анализ необходим и без наставника совершенно невозможен. Обучающийся самостоятельно, просто в силу того, что не обладает базовыми знаниями и навыками, не способен анализировать свои труды, не видит ошибок, не понимает, над чем стоит работать. На полноценное сознательное обучение вообще не каждый способен. Тем более, не каждый способен обучатся чему-то поневоле. Средняя школа была обузой, лямкой, которую надо просто дотянуть до конца? Методы и навыки напоминают прививку, вызвавшую отторжение на всю жизнь? А между тем, как говаривал Суворов- “Математика- гимнастика ума”, как говаривали другие умные люди (разным приписывается цитата)- “Образованность- то, что остаётся, когда забыто всё, чему учили”. И это правда. В процессе сознательного освоения искусства, или ремёсла, да и просто сознательного обучения, мы выстраиваем свои мыслительные процессы и нейронные связи нашей нервной системы так, чтобы, столкнувшись со схожими задачами в дальнейшем, решать их. Базовый навык- работать по плану даётся нам ещё в начальной школе. Да да да! Простое написание — сочинения- это именно то, в чём надо бы поупражняться тем, кто считает себя мастером и вместо того, чтобы посидеть и расписать себе алгоритм работы хватает доску и начинает строгать. Помните? - сначала тема, потом раскрытие темы, основные тезисы, потом вывод. То есть, прежде чем писать сочинение, необходимо знать, что получится в итоге и какие шаги для ожидаемого результата будут предприняты. И мы писали сочинения и в школе, и в институте... Но алгоритм привился далеко не всем. Почему? Потому что не объяснили, что это применимо ко всему. И потому что, вступая на путь ремесла не все отваживаются найти себе Школу, наставника, учителя, который сумел бы убедить в правильности подходов и привить нужные алгоритмы.

   Из вышесказанного можно заключить, что, имея базовое академическое ли, или частное-индивидуальное образование в какой-то определённой сфере, мастер может совершенствоваться в выбранном ремесле, или осваивать новые направления уже самостоятельно. Но база необходима. Конечно, всё что касается дизайна и прикладных декоративных ремёсел базируется на художественных принципах. Это и перспектива, и композиция, и контрасты, и нюансы. Освоить базовые навыки рисования и черчения для мастера, что может быть лучше? При чём, можно получить эти навыки в любом узком направлении. Может быть это роспись подносов, или художественная обработка металла, или резьба по дереву, или офорт, или архитектура. Законы и принципы везде одинаковы и применимы в других сферах. Помните? -

    Нас всех обучили секрету создания

    Гармонии в мире и, видимо, это надолго:

   Ты загрунтуешь холсты, я настрою гитару,

    А кто-то уже заточил карандаш.

   Знания и навыки в технических дисциплинах тоже достаточно универсальны. Сопротивления материалов, допуски и посадки, единицы измерений и т.д., усвоенные один раз, можно применить в любой отрасли. Небольшие пробелы в познаниях легко восполняются справочниками.

  Ещё раз замечу, что конечно же, наличие академического образования не является стопроцентной приметой мастерства. Мы все знаем и людей с тремя высшими, которые ни на что не способны и мастеров, выросших там, где просто было у кого перенять навыки, умения и знания. Один мой знакомый после окончания художественного училища (он скульптор) устроился на предприятие работать буквально за еду. Ему важно было понять материал (глину), уловить все тонкости, и главное, получить бесценную возможность поработать с мастерами, со специалистами, чтобы избежать ошибок и неудач в дальнейшем. И всем нам известны люди, у которых есть масса возможностей- сосед кузнец, ВУЗ, или хотя бы курсы какие- то рядом, библиотека, в конце концов, и никакого движения...

  Ученик должен стремиться превзойти своего учителя. Это мы усвоили из классической литературы. А знаете, что мы ещё должны были из неё усвоить? Что отличает мастера от обычного потребителя? Конечно же уважение к Школе. Уважение к учителю, к наставнику от которого, или от которых ты получил то, чем владеешь и пользуешься. Мы часто наблюдаем картину- молодой человек с горящими глазами приходит учиться. Он получает навыки и знания, которые считает достаточными для дальнейшей своей жизнедеятельности и сваливает. Зачастую кроя совсем не добрыми словами своих вчерашних наставников, которые пытались довести его обучение до серьёзного уровня, проделали недюжинную работу, верили в него, возможно, были строги... Почему? Потому что эти “ученики” заранее готовили себя к тому, что учителям они будут конкурентами. Поэтому уважения и пиетета не было там изначально. Не будет его и впредь. Настоящего мастера отличает добрая память о Школе и Наставниках. Он никогда не выскажется о них непочтительно, даже когда с очевидностью превзойдёт их в мастерстве. И уж точно никогда не станет стесняться и подробно и с удовольствием ответит где и при каких обстоятельствах получил своё мастерство, которое многие, кстати, считают объектом материальным, и кому конкретно он за этот дар благодарен. Поэтому, иного “мастера” хочется спросить о том, откуда он? У вас есть такие знакомые? Не поленитесь, спросите.

 

   


Поделиться: